Центр стратегического коучинга и психотерапии Дамиана Синайского
Центр стратегического коучинга и психотерапии Дамиана Синайского
æ ä ð
Звоните и пишите |
+7 926 672 45 95 (Москва)
(495) 128-93-48 (Москва)
(812) 602-76-38 (С.-Петербург)
Skype: damian.synaysky
E-mail: DamianSynaysky@gmail.com

Как стать лидером! Часть 20.

Сегодня поговорим про Время.
(Кроме своих исследований, я опирался на исследования А. Эйнштейна, М. Каку, Н. Козырева, А. Блума, Б. Августина)
 

Сегодня все мы жалуемся, что времени ни на что, кроме работы и отдыха, не хватает. Но, если собрать вместе крупицы бессмысленно потраченного времени и из них слепить кусочки, то мы обнаружим, что времени довольно-таки много. Если вспомнить о количестве пустых минут в течение дня, когда мы что-то делаем единственно потому, что страшимся пустоты, страшимся остаться один на один с собой - обнаружится, что есть множество коротких периодов, которые могли бы принадлежать нам и только нам.

Но я хочу сказать о чем-то, что мне представляется еще более важным, а именно, о том, как мы можем держать время под контролем и останавливать его. Нет никакой нужды бежать за временем, чтобы его догнать; оно не убегает от нас, оно течет к нам. Ждешь ли с нетерпением следующей минуты или совершенно не сознаешь того – она придет. Будущее, что бы ты ни делал в этом отношении, станет настоящим, и нет необходимости перепрыгивать из настоящего в будущее. Можно не нервничать, а просто ждать, когда оно настанет. В этом смысле, можно быть совершенно устойчивым и всё же двигаться во времени, потому что время само движется. Вы знаете, как бывает, когда сидишь в автомобиле или в поезде: сидишь, если ты не за рулем, откинувшись, и смотришь в окно. Можно читать, можно думать, можно просто отдыхать, а поезд движется. И вот, в какой-то момент то, что было будущим – следующая ли станция или ваша конечная остановка – станет настоящим.

Вот ошибка, которую мы часто совершаем в нашей внутренней жизни. Мы представляем себе и воображаем, что если чуток поторопимся, то быстрее попадем в будущее – вроде человека, который перебегает из последнего вагона в первый, надеясь сократить этим расстояние от Москвы до Петербурга. На таком примере видишь, насколько это абсурдно. Но когда мы непрерывно стремимся жить на шаг, шажок впереди самих себя, мы этой абсурдности не замечаем. Именно это не дает нам быть полностью в настоящем мгновении – где, как я сказал, мы только и можем находиться. Даже если мы уверены, что будто бы опережаем время или самих себя, то мы глубоко ошибаемся. Единственное, что получается - мы спешим, но оттого мы быстрее не движемся.

Все мы не раз видели, как  человек с тяжеленным чемоданом догоняет троллейбус или автобус. Он спешит изо всех сил, бежит так быстро, как позволяет ему чемодан, мысленно пытаясь бежать наперегонки со временем. Всем своим существом он не там, где он есть. Но время опередить невозможно. Но все по-другому, когда вы гуляете на отдыхе. Идете быстрым или медленным шагом. Если есть настроение, можете даже побежать – но никакой спешки нет. Потому что важно просто гулять или бежать, просто без какой-то цели.

Обычно мы представляем и ведем себя так, будто настоящее – это воображаемая, неуловимая грань между прошлым и будущим, и мы перекатываемся из прошлого в будущее, всё время пересекая эту границу, подобно тому, как катаешь яйцо в полотенце. Оно катится непрерывно, но нигде  в каком-то моменте не "находится". Нет настоящего, потому что оно всё время в будущем.

Каждому из нас  следует поупражняться в том, чтобы останавливать время, стоять в настоящем, в том "теперь", которое есть мое настоящее. Что же для этого нужно делать? Вот первое, в чем можно упражняться, когда вам абсолютно нечего делать, когда ничто не тянет вас назад и не подталкивает вперед. Когда вы можете использовать семь или три минуты  на то, чтобы ничего не делать. Вы садитесь и говорите: "Я сижу, я не делаю ничего, я не буду ничего делать в течение трех минут", – и затем расслабьтесь и на протяжении этого отрезка времени осознайте: "Я здесь, в своем собственном присутствии, в присутствии окружающей мебели, тихо и безмолвно, никуда не двигаюсь". Вам необходимо принять твердое решение, что в течение этих трех минут, которые вы твердо сами себе назначили, чтобы научиться останавливать время,  вас не вырвет из них ни звонок гаджета, ни звонок в дверь, ни внезапно возникшее желание незамедлительно сделать срочное дело, которое вы все время откладывали. Вы усаживаетесь и говорите: "Вот я" – и вы есть. Данное упражнение необходимо регулярно проводить в свободные минуты жизни. И тогда вы научитесь не ёрзать во внутреннем пространстве, а быть совершенно спокойным и внутренне устойчивым. Затем продолжайте  и постепенно продлевайте эти несколько минут еще на короткое время, а затем еще немного.

После того, как вы научитесь подобной устойчивой безмятежности, вы сможете  останавливать время. Притом, не только, когда оно тянется или всё равно стоит, но в моменты, когда оно несется на вас стремительно и предъявляет к вам требования. Это будет происходить так: например, вы заняты чем-то полезным. Вы чувствуете, что если этого не сделать, мир собьётся со своего пути. Если тогда в какой-то момент сказать: "Я останавливаюсь", вы откроете для себя новые моменты. Вначале, вдруг, окажется, что мир не сошел с ума и что целый  мир может обождать пять минут, пока вы им не занимаетесь. Так что первым делом скажите: "Что бы ни произошло, я останавливаюсь здесь". Самое простое – сделать это с помощью будильника. Заведите будильник и скажите: "Я работаю без оглядки на время, пока он не зазвонит". Знаете, чрезвычайно  важно, чтобы мы научились, вернее, отучились,  смотреть на часы. Соответственно, когда будильник зазвонит, вы осознанно и твердо знаете, что в последующие пять минут мир для вас не существует, и вы для него не существуете. И нет такой цели, ради которой и вы с места сдвинетесь. Это – ваше и только ваше собственное время, и вы комфортно и спокойно в нем устраиваетесь.

Вы увидите, насколько поначалу это трудно. Вам будет казаться, что непременно ну очень важно, например, написать письмо или дочитать статью или книгу. В действительности, вы очень скоро обнаружите, что прекрасно можно отложить это на три, семь и даже десять минут все свои дела, и ничего от этого не случится. А если то, что вы делаете, требует особого внимания, то вы убедитесь, насколько лучше и быстрее это можно сделать потом, спустя эти семь или десять минут.

Так что, если вы будете упражняться сначала в том, чтобы останавливать время, которое не движется, а затем – время, которое стремительно мчится, если будете останавливаться и говорить ему "нет", то обнаружите, что в момент, когда вы преодолели внутреннее напряжение, внутреннюю "молву", ёрзанье и встревоженность, время потечет совершенно плавно. Можете ли вы себе представить, что в течение одной минуты проходит всего лишь одна минута? Ведь это именно так. Это странно, но это так, даже если, судя по тому, как мы себя ведем, можно подумать, будто пять минут могут промчаться за тридцать секунд. Нет, каждая минута – той же продолжительности, что и последующая, каждый час равен следующему часу. Ничего катастрофического не случается.

Научившись не ёрзать и не суетиться, можно делать что угодно и в каком угодно темпе, и даже с какой угодно степенью внимания и скорости и при этом совсем не чувствовать, что время от тебя убегает или тебя уносит. Это то ощущение, о котором я раньше писал – когда ты на отдыхе и весь отпуск еще впереди. Когда можно быть быстрым или медленным, без всякого ощущения времени, потому что делаешь только то, что делаешь, и нет никакого напряжения достижения какой-либо цели.

Это, конечно же, требует постоянной, систематической и умной тренировки. Точно так же, как мы тренируемся, чтобы научиться и развивать другие наши способности и таланты. Научитесь владеть временем – и что бы вы ни делали, каково бы ни было напряжение, в той суете, в которой мы живем постоянно – вы всегда сумеете быть спокойными и сбалансированными. Сможете без труда  быть и жить в настоящем моменте. Этого навыка можно достичь, только научившись, до некоторой степени, молчать. Начните с внутреннего и внешнего словесного молчания. С тишины чувств и эмоций. С безмолвия мысли и умиротворенного  тела. Но было бы ошибкой воображать, что мы можем сразу  начать с высшей точки, с внутреннего безмолвия. Начинать надо с молчания языка, с безмолвия тела – то есть, учиться быть неподвижным, отпустить напряжение, не впадая в мечтательность и расслабленность.

 

... Вот как моя клиентка описала свой опыт остановки времени:

Мне кажется, я научилась останавливать время. Наверное, именно это называют "здесь и сейчас". Я смотрю на лес, и время растягивается и замедляется до бесконечности. Я как будто бы вижу жизнь в мельчайших подробностях, чувствую ее дыхание. Не окружающую жизнь, не жизнь вцелом и не мою жизнь, конкретно. Нет. Я вижу ту жизнь, которая одна на всех, исконная, изначальная - жизнь, как начало всего, жизнь, как зарождение жизни. Я смотрю на листья черники или на хвоинки елей - и вижу жизнь. Я смотрю на сосны,  траву и шишки на земле, лягушат, прыгающих через лесную дорогу - и чувствую ее. Я вдыхаю прозрачный воздух и чувствую Жизнь на вкус. Я не знаю, как описать это ощущение. Это полное единение с природой, признание наших общих корней. Это сила, это энергия, это красота, это невесомость,  это совпадение места, времени и моего желания. Это удивительное ощущение, как будто я что-то нашла, что очень давно искала. 
Я, наверное, очень долго могу вот так смотреть,  и это не надоедает, и это не скучно, и это не пустое (даром проведенное)  время. Даже если я не набрала грибов или  ягод. Оно наполнено. Наполнено созерцанием. Картинка перед глазами объемная и очень густая. Сразу вспомнила высказывание своего коуча: "Реальность очень пластична".


...Когда я был начинающим коучем, психоаналитиком, мне казалось, что очень несправедливо по отношению к тем, кто ожидает в приемной, если я слишком долго занимаюсь с человеком, который находится у меня в кабинете. Поэтому в свой первый приемный день я старался как можно скорее провести сессию. И по окончании часов консультаций, обнаружил, что у меня не осталось никакого воспоминания о людях, которых я принимал, потому что всё время, пока у меня находился клиент, я думал о новом клиенте. В результате, мне приходилось задавать дважды один и тот же вопрос, а когда заканчивалась сессия, то не мог вспомнить, что я понял о запросе клиента, а что нет.
В тот момент я  подумал, что это нечестно, и решил поступать так, будто человек, который находится со мной – единственный на свете. В минуту, когда возникало чувство "надо поторопиться", я откидывался на кресле и нарочно затевал несколько минут простой, но внимательной беседы именно ради того, чтобы не дать себе торопиться. И в течение недели я обнаружил, что не нужно ничего такого и делать. Можно просто быть полностью сосредоточенным на клиенте и на его запросе. И тогда в моем кабинете стали происходить захватывающие сессии  в творческом пространстве с открытиями и озарениями...

С момента начала работы коучем, психоаналитиком прошло полтора года.

 

Невозможное для других, для вас скоро станет возможным!


Удачи!
Продолжим.

 

Дамиан Синайский,
коуч по лидерству, эксперт-психоаналитик,
руководитель Центра стратегического коучинга и психотерапии "Ценности Инноваций"